Хант, Hongyan и «газобус»: что показали на ПМГФ-2022
В Санкт-Петербурге уже в 11-й раз прошел Петербургский международный газовый форум. Его посетили более 17 000 участников из 50 стран (в том числе европейских), и около 500 компаний представили свои разработки для газовой индустрии. Разумеется, среди них были и грузовые производители.
В этот раз экспозиция заметно уменьшилась, и свои новинки не представили традиционные участники, включая европейцев, Iveco-AMT и МАЗ. Удивительно, хотя в докладах и звучала готовность о расширении сотрудничества в газовой отрасли со странами азиатского региона – Турцией, Ираном, Китаем (в том числе от их представителей), техники оттуда почти не было. Единственным, вопреки ожиданиям, азиатским грузовиком форума оказался тягач Hongyan Genlyon. В прошлые же годы сразу несколько китайских марок, включая экзотические, принимали участие в ПМГФ, и даже обслуживали автопробег.
Зато трехосный тягач Genlyon демонстрировал высокую компетентность китайского грузового автопрома. Потому что он был даже не газовым, а электромобилем на водородных топливных элементах. Дело в том, что Китай сейчас одна из самых передовых стран в области альтернативного топлива. Привычный для нас сжатый природный газ у них уже пройденный этап, они развивают питание на сжиженном. Поэтому же на форуме наш тягач КАМАЗ-5490 демонстрировался в сцепке с 4-осной цистерной марки CIMC – крупнейшего в мире производителя прицепов. А потенциал ближайшего будущего китайские власти видят в электромашинах с питанием от водородных топливных элементов. Тягач колесной формулой 6х4 рассчитан на полную массу автопоезда 44 тонны (технически – до 50), имеет запас хода до 600 км и возросшую на 3,5 тонны собственную массу из-за двух аккумуляторных батарей. Понятно, что концерну SAIC, владеющему маркой Hongyan и имеющему СП с концерном Iveco, доступны самые передовые технологии.
А из собственно новинок на газовом топливе главной следует признать новейший внедорожный автобус КАМАЗ-6250. Он разработан по техзаданию «Газпрома» и призван заменить популярные, но архаичные вахтовки. Автобус также предназначен для эксплуатации в суровом климате при отсутствии нормальных дорог. Он имеет интегрированный кузов каркасно-панельного типа: силовой каркас, сваренный из стальных труб и внешнюю облицовку из композитных материалов современных обводов. Рассчитан автобус на 32 сидящих пассажира (или на 23 при увеличенном багажным отсеке) и оборудован автономной печкой-подогревателем и кондиционером. Кузов универсален и подходит для более широкого применения – в качестве передвижной лаборатории, переговорного офиса, медицинского кабинета, инженерного центра.
В основе «газобуса» хорошо известное серийное шасси КАМАЗ-43502. Он может комплектоваться различными двигателями мощностью 260–300 л. с. (на опытном экземпляре установлен Cummins ISB, 290 л. с.) и автоматическими коробками передач (ZF). Передняя подвеска на листовых рессорах и амортизаторах, задняя на четырех пневмобаллонах. Для улучшения внедорожных качеств предусмотрены 8-тонная лебедка за передним бампером и автоматическая подкачка шин. Автобус обладает вполне современным интерьером.
Примечательно, что нынешний форум в технической экспозиции от чисто газового дрейфует в сторону нефтегазового, дополняя профильную выставку. Не случайно на нем было выставлено полдюжины колесных и гусеничных вездеходов, оборудованных обычными дизелями.
Эта же тенденция наблюдалась в грузовой части экспозиции. Причем подавляющее число экспонатов выставил тот же КАМАЗ – наибольшее за все время существования форума. Среди десятка серийных машин и автопоездов, от тягачей с модельными индексами 5350 и 6522 до тяжелого четырехосного шасси 6560, были крайне интересные экземпляры. Все они рассчитаны на работу на бездорожье, на что указывали полный привод, усиленные элементы, одиночная ошиновка.
Внедорожными были и два пятиосных шасси, впервые показанные на газовом форуме. Первое, шасси КАМАЗ-7330, уже по спецзаказу выпускается дочерней компанией РИАТ. Оно имеет четыре приводных моста из пяти. Задняя ось выполнена подруливающей и крепится на четырех пневмобаллонах с амортизаторами (остальные – на рессорах). Полная масса шасси с платформой и краном-манипулятором составляет 50 тонн. Мощность дизеля Cummins – 400 л. с., коробка передач – 16-ступенчатая «механика» ZF. Очевидно, что в скором времени агрегаты сменятся, но вот на какие, пока неизвестно.
Вторая машина с нефтяной спецнадстройкой, тоже пятиосная, представляет собой новое прочтение экспериментальной модели 7360 образца 2013 года. Грузовик имеет полный привод, а учитывая происхождение, агрегаты у него родные, подвеска – классическая, рессорная на всех осях. Выгодно отличает его от предшественника комфортабельная кабина поколения К4 со спальным местом, что важно для области применения.
40-тонную колтюбинговую установку на 12-метровом шасси собственного производства представил молодой производитель «Хант». Эта компания из Сургута начинала с производства трех- и четырехосных полноприводных самосвалов на агрегатах МАЗ-МAN и «Урал». Параллельно появились первые шасси для нефтегазового комплекса. За прошедшие годы фирма открыла филиал в Воронеже, где начала собственное производство надстроек для той же отрасли. И теперь «Хант» предлагает комплектные машины, пример которых и был выставлен на ПМГФ.
Эта компания была пионером использования китайских агрегатов: дизелей Weichai, коробок передач Fast Gear, мостов Shaanxi HanDe. Именно эти компоненты установлены на полноприводном трехосном шасси вкупе с китайской же кабиной Quixing. Грузоподъемность переднего моста 9 тонн, задней тележки – 32. Примечательно, что такими же агрегатами вынуждены пользоваться все наши марки: КАМАЗ, МАЗ, МАЗ-МAN, МЗКТ, «Урал». Конечно, частному «Ханту» с мелкосерийным производством организовывать закупки агрегатов гораздо проще.
Кстати, об «Урале»: он присутствовал на форуме, но без новинок. Его 35-тонный самосвал 6х4 на сжиженном природном газе выпускается уже несколько лет. От конкурентов его отличает только применение газового двигателя марки Yuchai мощностью 407 л. с.
Наконец, следует упомянуть еще один газовый автомобиль форума – шасси «Газель NN». Технологии уже давно отработаны, и было бы странно, если бы завод не опробовал их на новой модели.
В заключение надо заметить, что в этом году прошел и традиционный газовый пробег «Газ в моторы – 2022», приуроченный к ПМГФ. Он стартовал из Владивостока и занял полтора месяца. Вот только количество участников уменьшилось: автомобили ВАЗ, две «Газели», три КАМАЗ-5490 и автобус Lotos-206 производства автомобильного завода «РариТЭК».